полутон
101А — 1) Первая буква алфавита музыкального название и буквенное обозначение одного из муз. звуков, образующего нижний тон принятого в период раннего средневековья звукоряда (для его обозначения использовались буквы лат. алфавита). Впоследствии …
102Альтерация — (от позднелат. alteratio изменение) – 1) Повышение или понижение ступени осн. звукоряда без изменения её назв. Знаки А.: (диез, повышение на полутон), (бемоль, понижение на полутон), (дубль диез, повышение на тон), (дубль бемоль,… …
103Армянская нотопись — новоармянская нотoпись, нотная система, разработанная в 1813 А. Лимонджяном, стремившимся посредством новой фиксации оградить произведения арм. монодической музыки от чужеродных влияний. Сменила средневек. нотопись хазов. По принципу… …
104Бекар — (франц. becarre, букв. квадратное Б; лат. В quadratum), знак отказа от альтерации той или иной ступени звукоряда. Б. означает понижение ступени на полутон после диеза и повышение на полутон после бемоля, а также понижение на тон после… …
105Е — пятая буква алфавита музыкального; название и буквенное обозначение V ступени распространённого в период раннего средневековья звукоряда, осн. тоном к рого был звук A. Bпоследствии, когда место осн. тона диатоннч. звукоряда заняло C.,… …
106Интервал — (от лат. intervallum промежуток, расстояние) соотношение двух звуков по высоте, т. е. частоте звуковых колебаний (см. Высота звука). Последовательно взятые звуки образуют мелодия. И., одновременно взятые звуки гармонич. И. Нижний звук И.… …
107Хроматизм — (греч. xromatismos окраска, от xroma цвет кожи, цвет, краска; xromatikon хроматический, подразумевается genos род) полутоновая система (по А. Веберну, X. это движение полутонами ). К X. относят два рода интервальных систем древнегреч.… …
108Черепнин А. Н. — Александр Николаевич (8 (20) I 1899, Петербург 29 IX 1977, Париж) рус. композитор и пианист. Сын H. H. Черепнина. С детства обучался игре на фп. (его первым педагогом была Л. А. Кашперова). Занимался в Петрогр. (1917 18), затем в… …
109МАЖОР — МАЖОР, мажора, муж. (франц. majeur от лат. major больший). 1. Тональность, строй гаммы, характеризующийся такой последовательностью тонов в восходящем порядке: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (муз.). Переход из минора в мажор. || То же… …
110вводный тон — (муз.), звук, отстоящий на секунду вверх или вниз от I ступени лада и тяготеющий к ней. Особенно интенсивным тяготением обладает нижний Вводный тон, отстоящий от I ступени на полутон; он имеет доминантовую функцию (см. Доминанта). * * * ВВОДНЫЙ… …