шуньята
111БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — филос. содержание и обоснование будд. учения. Ранний буддизм распространялся в виде притч и афоризмов Будды, прокомментированных его учениками. Буддизм усвоил идею цепи перерождений из др. инд. религий. Путь от перерождения к перерождению… …
112МАХАЯНА — (санскр., букв. большая колесница, широкий путь спасения) одно из двух осн. направлений буддизма, по видимому, зародившееся еще в древности, но получившее распространение в нач. н. э. Основным в М. является положение о том, что спастись может не… …
113Махаяна — (Mahayana), одно из осн. направлений буддизма. Возникло в 1 в. н.э. и получило распространение преимущ. в Сев. Вост. Азии. Поэтому М. иногда называют сев. буддизмом. Номинально принимая канон тхеравады, М. выстраивает свое осн. учение на доп.… …
114Нагарджуна — (Nagarjuna) (ок. 150 250 гг.), выдающийся буд. философ, основатель шуньявады (учения мадхьямиков) ветви махаяна. Уроженец Юж. Индии. Был монахом мистиком, гл. соч. Мадхьямика карика, или Мадхьямика сутра. Теориям оппонентов Н. противопоставлял… …
115ЦЗОНХАВА, Цзонхава Лобзанг-дракпа — (1357 1419) тиб. ср. век. религ. деятель, ученый, проповедник. Становится знаменитым, еще не достигнув 30 лет, после создания филос. трактата «Сэртренг» («Золотые четки»). Его программные произведения «Ламрим чхенмо» («Ступени великого Пути»),… …
116МАЙЯ — (санскр. иллюзия , обман ) один из основных терминов, относящихся к фундаментальным миросистемным представлениям индуистской и буддииской религиозно философских традиций Впервые встречается в Ведах в качестве характеристики способности богов… …
117АРЬЯДЕВА — [санскр. благородный, божественный, небесный], буддийский мыслитель III в., ученик и последователь Нагарджуны, представитель философско религ. школы мадхьямика. Ему приписывают 23 сочинения, наиболее значительными из к рых являются… …
118БУДДИЗМ — вероучение, возникшее в Др. Индии ок. сер. I тыс. до Р. Х. и в ходе последующего распространения и институционального оформления за пределами Южноазиатского региона ставшее одной из мировых религий. Латинизированный термин «Б.» не является… …
119БХАВАВИВЕКА — Бхававив [санскр. аналитик бытия (Бхавья смотрящий в будущее)], буддийский мыслитель VI в. из Юж. Индии, основоположник сватантрика мадхьямики, одного из направлений в философии махаяны. Полемизируя с философами хинаяны, йогачары, санкхьи,… …
120ВАДЖРАЯНА — [санскр. алмазная колесница, алмазный путь; др. названия тантра, тантраяна, тантрийский буддизм, мантраяна], одно из 3 основных направлений буддизма наряду с хинаяной (или тхеравадой) и махаяной. Часто В. рассматривают как одну из школ махаяны (2 …